Осада Ленинграда была тяжелейшим испытанием для нашего народа. Во многом благодаря мужеству защитников Ленинграда и стойкости его жителей удалось одержать победу в великой войне. Их непокорность вдохновляла защитников Отечества самоотверженно сражаться, верить в победу несмотря ни на какие испытания и тяготы. И особую роль в этой борьбе за победу сыграла творческая интеллигенция Ленинграда, которой удавалось настраивать народ на победу в самых тяжёлых условиях жизни.

Осада Ленинграда.Интеллигенция в блокадном городе

В современной фазе развития человечества как никогда важны роль и задачи творческой интеллигенции и интеллектуалов – носителей зрительного и звукового векторов. Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, они или задают направление развитию всего общества в целом, двигая его к новым вершинам прогресса, или обрекают на распад и деградацию.

27 января – День снятия блокады Ленинграда

Чтобы понять, почему это так, надо прояснить свойства звукового и зрительного векторов. Оба этих вектора входят в квартель информации, то есть люди, их носители, отвечают за знания и информацию. Зрительники, как внешняя часть квартели, обладают образным мышлением и отвечают за изучение окружающего мира. Звуковики, как внутренняя часть, имеют абстрактный интеллект и занимаются духовным поиском.

От состояния людей со зрительным и звуковым векторами зависит состояние всего общества, его социальное благополучие и коллективное сознание. При осаде Ленинграда это проявилось очень ярко, когда деятели культуры и искусства в едином порыве работали на подъём патриотического и морального духа в тяжёлые дни блокады. Несмотря на эвакуацию коллективов театров, музеев, библиотек, имущества и ценностей, многие представители творческой интеллигенции предпочли остаться в своём городе и бороться за его жизнь и свободу.

Кто-то шёл в армию, в народное ополчение, а они воевали на идеологическом и художественном фронте. Писали стихи, поэмы, выпускали газеты, плакаты, организовывали выставки.

Осада Ленинграда. Битва за будущее

Примечательно, что руководство города понимало и высоко ценило роль искусства в борьбе против врага: «Ваше оружие – искусство, карандаш. Никто не имеет права отбросить это оружие, оставить его без бойца. Это оружие должно быть в руках художника, потому что оно тоже действенно разит врага и приносит колоссальную пользу делу». Такое постановление издал горком партии во время осады Ленинграда в отношении многих художников, ушедших в армию. Они были отозваны из армии, чтобы служить своей стране на информационном фронте.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит о том, что обладатель каждого вектора имеет свою видовую роль, выполняя которую он приносит пользу обществу, и сам получает наслаждение от своего дела, реализации. У художников, носителей зрительного вектора, хорошей реализацией их природных качеств является служение искусству. Осада Ленинграда была испытанием для всех людей, выдержать которое могло только консолидированное общество, где от каждого человека требовалась максимальная отдача в меру его способностей и умений. Вот почему решение отозвать представителей интеллигенции с передовой было абсолютно верным и ответственным.

Осада Ленинграда. Информационная борьба

Ленинградские художники не побоялись остаться в обстреливаемом немецкой артиллерией городе, не паниковали, видя, как каждый день смерть от голода и холода уносит сотни людей. Носители зрительного вектора обладают большой эмоциональной амплитудой и, если не развиты в своих свойствах, склонны к паническим атакам, страхам, истерикам. Но развитые и реализованные зрительники способны на абсолютное бесстрашие в опасных ситуациях. Такими были блокадные художники, актеры. Они передавали свои состояния бесстрашия, любви к Родине, к людям через искусство, что в условиях осады Ленинграда было критически важным.

Осада Ленинграда. «Ваш оружие – искусство, карандаш!»

Не были в стороне от участия в общем деле обороны города и обладатели звукового вектора – музыканты, писатели и поэты. Через письменное слово такие люди способны раскрывать смысл жизни и вести людей в духовный поиск. Они всегда были генераторами идей. Во время осады Ленинграда звуковикам выпала ответственная задача – противостоять нацистской пропаганде, пытавшейся склонить защитников города к капитуляции. Идеологическая битва не могла быть проиграна. Проигрыш битвы за умы означал неизбежный проигрыш войны в целом.

Война идей Советского Союза и Третьего Рейха была войной за будущее. Нацистская идеология была направлена в прошлое, на разделение человечества на высшие и низшие народы, заявляла о превосходстве одной культуры над другой. Советская идеология будущего двигала человечество к объединению на основе альтруизма, справедливости и равенства. Хоть она и была преждевременной для того времени, но смогла с успехом противостоять врагу.

Поэзия во время осады Ленинграда помогала заполнить душевную пустоту в условиях страшной разрухи, придавала силы защитникам. У поэтов блокадного города была непростая задача — описать переживания людей через стихотворную рифму, не дать им почувствовать себя в одиночестве, показать, что сообща можно вытерпеть любое горе, пережить голод, и не оставить даже тени сомнения, что победа будет за нами.

Осада Ленинграда. Информационная борьба

Осада Ленинграда немецко-фашистскими войсками не смогла помешать деятельности театров и филармонии. Несмотря на эвакуацию творческих коллективов, в городе остались многие известные музыканты, а были и те, кто приехал из других регионов страны, чтобы поддержать своим творчеством героическое противостояние ленинградцев. Радио блокадного Ленинграда ни на один день не прекращало своё вещание. Трансляции распространялись не только на сам город, но и на оккупированные территории, не давая их жителям впасть в отчаяние.

Осада Ленинграда. Битва за будущее

Информационный фронт войны так и не был прорван неприятелем. В этом огромнейшая заслуга творческой интеллигенции, людей со звуковым и зрительным векторами, которые не позволили народу уйти в панику и отчаяние и задали ему цель – победу. Их самоотверженный труд, не менее важный, чем труд рабочего и солдата, не оставил пропаганде врага ни единого шанса овладеть умами советских людей, не позволил сдать страну захватчикам, помог пережить осаду Ленинграда.

Однако в наше время снова встаёт вопрос о выживании России в современном непредсказуемом мире. Спустя много лет после великой войны наша победа была оболгана и преуменьшена. Сегодня Запад желает видеть нашу страну только сырьевым придатком с малограмотным населением, не помнящим своей истории. Разница менталитетов стран бывшего СССР и Запада не позволяет нам понимать друг друга. Для западных людей мы чужие, мы варвары, не знающие законов и ограничений, а потому должны быть уничтожены.

Осада Ленинграда.Интеллигенция в блокадном городе

И чтобы выстоять в этом новом противостоянии, нам необходимо выйти на новый уровень осознания своего потенциала, своих коллективных свойств, своего менталитета. Нам нужна консолидация всего многонационального народа России. Согласно знаниям системно–векторной психологии, такая консолидация возможна только при активной жизненной позиции и адекватности представителей звуковой и зрительной меры.

Но пока этого нет. Звуковики и зрительники сейчас в большинстве своём дезориентированы и разобщены, увязли в эзотерике, астрологии, депрессиях, бесполезных мечтаниях, грёзах о сладкой жизни за границей. Творческая интеллигенция, вместо решительных действий по консолидации народа, склонна к критике власти, что еще больше усугубляет проблемы в нашем обществе, сея неприязнь и недоверие к руководству страной.

Вот почему день 27 января – День снятия блокады Ленинграда – так важен для нас. Это повод вспомнить о том времени, когда мы были единым народом и смогли выстоять перед лицом страшной опасности. А для творческой интеллигенции – это шанс подумать о необходимости отбросить свои личные амбиции, и как когда-то, более 70 лет назад, начать служить своему народу с помощью искусства и письменного слова, возрождая его веру в себя и свое высшее предназначение.

Автор: Михаил Петрухин

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.