Понятия морали и нравственности, если смотреть на них с точки зрения толковых словарей, весьма запутаны и трудны для восприятия, а потому не очень применимы на практике. Тем более, абстрактные рассуждения об ЭТИХ категориях могут завести совсем в дремучие джунгли словесной эквилибристики и эфемерных свойств.
Мне больше импонирует то объяснение морали и нравственности, которое даёт системно-векторная психология.
Кстати, данные понятия не существуют без определения культуры. Первичное понятие культуры выражается в ограничении взаимной неприязни — желания съесть ближнего и запрета на это действие (на каннибализм), которое, через любовь и сострадание, вывело ценность человеческой жизни в ранг наивысших общечеловеческих ценностей.
Мораль (массовая культура) – общественный договор по невыражению неприязни к ближнему.
Нравственность (элитарная культура) – внутреннее состояние человека, при котором он не испытывает неприязнь к ближнему.
Небольшое лирическое отступление
Именно те смыслы, которые мы вкладываем в то или иное значение слов, позволяют самым точным образом доносить системную суть понятий. То есть, при использовании одних и тех же слов у нас должны возникать одни и те же ассоциативные ряды, иначе – это просто набор букв и не более.
Короткий пример с понятием «Демократия». Когда российский человек говорит демократия, он подразумевает вольницу, абсолютное отсутствие закона, что хочу то и делаю. В действительности, демократия (в Америке и Европе, с которых мы пытаемся копировать такое государственное устройство) – это строжайшее подчинение закону. И перед законом все равны и президент и дядя Миша дворник с соседнего двора.
Демократия – это когда спасателя увольняют за оказание помощи утопающему не на своём участке, а не дают премию — https://www.segodnya.ua/life/mistery/cpacatelja-uvolili-c-raboty-za-cpacenie-utopajushcheho.html
Раз уж мы затронули Америку, давайте скажем ещё несколько слов о ней
США – яркий пример высокоморального общества. Это всегда демонстративная улыбка (культурного типа), на которую у нас постоянные нарекания. Они с ее помощью удерживают дистанцию и как бы говорят: «У меня всё ОК». Плюс, как было показано выше, строжайшее подчинение закону, то есть ограничение выражения неприязни.
А в Советском Союзе развитию культуры способствовала социальная формация, которая была комплементарна менталитету. То есть были отдельные люди, которые достигали высочайшего уровня развития и являлись примером для остального общества. Но, к сожалению, после развала СССР вся элитарная культура (нравственность) оказалась нигде, вместе с самой Россией.
В отличии от Америки, где кожный менталитет и всё та же культурная улыбка держит людей на дистанции друг от друга, россияне вообще не чувствуют дистанцию, мы сразу лезем в душу и любой прохожий, которого мы видим впервые в жизни, легко может выразить ненависть в наш адрес... Да и улыбка у нас — признак дурака.
Эту дистанцию, которую держат американцы легко можно пронаблюдать при разговоре американца с россиянином. Американец будет как бы убегать, сохраняя дистанцию, а русский то и дело будет вторгаться в его личное пространство.
Выражение неприязни – это безнравственно и аморально. Если же говорить о российских людях советского разлива – это именно безнравственно (отсутствие нравственных ориентиров).
Ещё один наш баг / глюк / неправильная установка – это то, что мы думаем, что, чем более безнравственно, чем более развязно и бескультурно мы будем себя вести, тем более счастливыми мы будем. Но получаем в итоге с точностью наоборот, ещё большую неудовлетворённость жизнью и внутреннюю пустоту. Как можно это пронаблюдать? Да очень легко!
Посмотрите как себя ведут люди высшей степени реализованные в культуре. Они не выражают неприязнь не потому, что ограничивают себя, а потому что в них её нет. Даже наоборот, они сами становятся объектами для выражения коллективной неприязни.
Где же найти сегодня русскому человеку нравственные ориентиры?
Самый простой и эффективный способ – это познание других и себя, осознание своей природы, своих желаний. Когда мы познаём другого человека, мы не можем испытывать к нему неприязнь, так же как здоровый человек не испытывает неприязни к закону тяготения или к силе трения. Он точно так же начинает постигать законы природы, которые создали людей и его самого такими, какие они есть.
Постепенно складывая системное мышление, мы всё больше и больше теряем способность испытывать неприязнь, и выражать ее на окружающих нас людей.
Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Александр
Так оно и есть. Удивил случай со спасателями. Очень долго не мог понять поведение местных пожарных и скорой помощи, которые еле двигаются и следуют по инструкции вместо того чтобы торопится на помощь человеку. На Западе совершено иное мировоззрение и миро ощущение. Это однозначно, люди словно двигаются, мыслят по заданной программе и не стремятся ее нарушать, от чего общество в целом работает более слажено и с меньшим количеством неприязни.
boombato
Александр, интересно было бы выяснить в чём причины такого большого всплеска неприязни в России. Из менталитета? Или же не соответствия социальной формации менталитету?
Рунет, конечно, вообще отдельное явление!
Красуля Наталья
«... Ещё один наш баг / глюк / неправильная установка – это то, что мы думаем, что, чем более безнравственно, чем более развязно и бескультурно мы будем себя вести, тем более счастливыми мы будем...» Вот она и причина. Сняты запреты. именно в таком состоянии пребывают некоторые, зашедшие в тупик, когда всё можно, но ничего не хочется. Но это уже другая история.
Оксана Которобай
«Когда мы познаём другого человека, мы не можем испытывать к нему неприязнь», -наоборот,даже оправдываем его всем сердцем...
Svetlana
«...Мне больше импонирует то объяснение морали и нравственности, которое даёт системно-векторная психология...Мораль (массовая культура) – общественный договор по невыражению неприязни к ближнему. Нравственность (элитарная культура) – внутреннее состояние человека, при котором он не испытывает неприязнь к ближнему.» Важно знать эти понятия, они встречаются лишь в СВП.
Ашхен
Удивительно насколько мы отличаемся от западных людей! Они не выражают неприязнь по форме, сохраняя дистанцию и это пока у них хорошо работает вместе с законом. Мы же способны по природе, в высоком развитии, не испытывать неприязнь внутри себя, то есть по содержанию. К сожалению, пока, это только потенциал русских людей, хотя прошедшие тренинг избавляются от неприязни, заполняя ее реализацией и понимая человека изнутри.
Татьяна Колесникова
Мне пример понравился про спасателя, которого уволили за спасение утопающего на чужой территории. Вот уж точно нам американцев не понять)))
Галина
Мне тоже очень понравилась формулировки понятия морали и нравственности с точки зрения СВП."Мораль-общественный договор по невыражению неприязни к ближнему". Существует неприязнь, но выразить не могу-запрещено «договором» т.е. сдерживается законом. «Нравственность – внутреннее состояние человека, при котором он не испытывает неприязнь к ближнему». Не ограничение в действии -выражении неприязни, а отсутствие ее, как таковой. Сегодня мы можем избавится от неприязни к ближнему через понимание других и себя, проходя тренинг по системно-векторной психологии.
ирина
Про неприязнь, скажу на собственно примере — ушла! Просто испарилась в воздухе. Раньше, мне то то не нравилось в человеке, то это, да и вообще не всегда было желание общаться с людьми. Сейчас же) общение с человеком вызывает только радость, так как я понимаю как с ним общаться и чего он от меня ждет, и соответственно его реакция на меня только положительная. Разве это как то может вызвать хоть какой то негатив?)
Екатерина Б.
Как интересно про разное понимание «понятий» согласно менталитета. И действительно, очень трудно бъяснить Европейцу или Американцу что же такое нравственность, для них это мораль и точка. Про демократию, тоже 100% верно. Поэтому они и шарахаются от нас в ужасе, крича что у нас не демократия, а монархия или ещё что-то в этом роде. И только поняв наш российский менталитет, можно разобраться что к чему и почему так происходит.