Мы живем в обществе потребления с рекламируемыми доступными дешевыми удовольствиями, с провозглашенными ценностями успеха, денег и стремимся ко многим сопутствующим вещам, которые по сути своей являются всего лишь большим уровнем потребления. Системно векторная психология называет эту эпоху кожной фазой развития человечества, эрой личности и индивидуализма с одной стороны, и глобализации и стандартизации с другой.
Каждый член общества потребления – личность, индивидуальность. Человек, имеющий равные права со всеми остальными, человек, имеющий обязательства не нарушать коллективный договор добросовестной конкуренции. Это не братство и коллективизм, утверждает системно векторная психология, как было в СССР – это равенство условий и возможностей, и самостоятельность каждого в свободе собственного пути к благополучию.
Условия равные, возможности растут параллельно с развитием индивида, а его дальнейшая состоятельность в обществе измеряется одним лишь критерием – пользой, выраженной в денежном эквиваленте. Польза эта, если смотреть через системно векторную психологию, тоже весьма субъективна, и проходит фейсконтроль тех же ценностей – успеха, технологий, функциональной состоятельности винтика большого механизма.
Кожная фаза развития несправедлива: имеющий больше развитых и подходящих провозглашенным ценностям качеств, легче адаптируется, достигает большего успеха и быстрее тех, кто вышел на старт менее гибким, ловким и умным от природы. Так, кожным людям сегодня намного легче адаптировать современный город, чем, например, ничем не хуже развитым в своих свойствах анальникам и мышечникам. Системно векторная психология показывает, что имея формально равные права, на самом деле, никаких равных прав нет. Коридор, лабиринт, по которому мы движемся за результатом, построен так, что как рыбы в воде, в нем чувствуют себя только кожники, остальные, так или иначе, испытывают трудности.
Критерии пользы тоже не безграничны. Системно векторная психология замечает, что польза сегодня самая лучшая та, которая приносит быстро и легко дешевый результат, обеспечивая наше сегодня, ну, и максимум, завтра. О будущем и думать никто не хочет – польза для будущего оказывается слишком трудоемкой, неподъемной и расходной.
Кожная фаза развития – это мир индивидуальностей, гоночный трек для всех. Отказываешься соревноваться – остаешься на обочине. Нарушаешь правила – выталкивают за борт.
Системно векторная психология говорит, так это и должно быть. Так это и задумано в законах государств Запада и Америки. Именно государственная структура в этих странах отвечает за обеспечение той самой добросовестной конкуренции. Закон защищает от нарушения ваших прав и свобод, защищая также остальных членов общества от вас. И превыше всех вас вместе – Закон. Даже превыше гендерных различий: женщина полностью на равных правах с мужчиной.
В Западных странах и Америке такое мироустройство естественным образом ложится на кожный менталитет, одновременно оно же и создается коллективным бессознательным с идущими впереди кожными ценностями, — подробно раскрывает системно векторная психология. Личная ответственность каждого гражданина перед Законом, а значит, и перед всеми членами общества. Личная ответственность перед самим собой за свою судьбу, свой успех и свои неудачи.
В России все совершенно наоборот. Россияне – носители двойного менталитета: уретрального и мышечного. Согласно системно-векторной психологии, мышечный менталитет – это коллективизм и общность, полное объединение, где все, кто с нашей территории – свои, а все кто с чужой – чужие. И из общего котла черпаем вместе, каждый берет столько, сколько ему нужно. Мы – маленькие люди и держимся вместе. А что делать и как решать дальше жить – пусть решают умные люди, которые где-то там наверху всем заправляют. Абсолютная лояльность социуму: «я — как все, как люди скажут».
Уретральный менталитет – это приоритет общего над частным, — говорит системно векторная психологии. Щедрость, отвага, широкий общий стол с изобилием еды на всех. Гуляй, загадочная душа.
Системно векторная психология раскрывает, уретральный вождь раздает по нехваткам. Это власть – особь, имеющая высший ранг среди социальных животных. Исторически России везло с уретральными царями и главами государства: Иван Грозный, Петр I, Екатерина II.
Царь милосерден и справедлив, царя мы любим – на нем вся ответственность за будущее. А чиновническую прослойку – ненавидим. Согласно животной иерархии, отмечает системно векторная психология, кожники ранжируются после уретрального вождя, подчиняются ему, и являются тем промежуточным связывающим звеном между народом и властью. В России на фоне уретрального менталитета кожные ценности не приживаются. Логика воспринимается как ушлость, экономия – как жадность, а каждый, кто не храбрец, – тот трус.
Под влиянием таких ценностей кожный вектор массово не развивается, остается в архетипичном состоянии, — с сожалением констатирует системно векторная психология.
Если рассматривать историю развития Российского государства до наших дней, то мы увидим, что в России коррупция была всегда, несмотря на то, что цари пытались с ней бороться.
Хотя в истории было время, когда от коррупции удалось избавиться – это времена Советского Союза. Это произошло, как определяет системно векторная психология, потому, что в России тогда впервые была построена соответствующая менталитету социальная формация.
Системно векторная психология отмечает, что в Советском Союзе у кожных людей появилась возможность реализовать себя во всех проектах и стройках, которые были так необходимы для выживания огромной страны и последующего превращения её в индустриальную сверхдержаву. Однако, ментальные противоречия это не решило: кожные люди все так же с трудом адаптируют свои желания выгоды и успеха к уретральному менталитету, остаются ментально архетипичными.
В позднем Советском Союзе появилась прослойка торгашей и спекулянтов, которая росла и распространялась на все общество, сформировав ментальные ценности кожного архетипа: черный ход, блат, воровство и экономия по-мелкому, кидалово и мошеннические схемы, откаты. Вновь начали появляться случаи мелкого воровства, взяточничества и коррупции, которые росли в масштабах. Как жить на одну советскую зарплату, когда рядом процветают фарцовщики и спекулянты. «Трудами праведными не наживешь палат каменных», — коллективная рационализация архетипичных кожных ментальных ценностей, так это трактует системно векторная психология.
В сегодняшней России, с 90-х годов сформировалась социальная формация по кожному типу, исходя из определения системно векторной психологии. Как разительно отличается общество в зависимости от развитости кожного вектора, мы видим в сравнении себя с Западом. Элементарно: закон, судебная система у них и полное отсутствие правовой защиты у нас. Высокие налоги, доступный кредит, социальные лифты у них, и взятки, мошенничество, кумовство у нас. Здоровая конкуренция у них и черная конкуренция у нас. Кожные люди в России, даже будучи развитыми, часто не могут сложить в голове никаких мыслей для зарабатывания денег, кроме мелких воровских и мошеннических, это четко прослеживает системно векторная психология.
Масла в огонь добавляют расплодившиеся тренера, которые в России вовсе не «успеха», а архетипичные кожные, — только еще глубже укрепляют в головах ложные стереотипы обогащения легким и обманным путем, вносят еще большую дезориентацию в общество.
Системно векторная психология предупреждает: неспособность складывать здоровые мысли каждым из Россиян приводит к самоубийственному процессу разграбления всего и вся: денег у государства, у других людей, у партнеров по бизнесу. Разрываются прежние социальные связи, исчезает доверие. Самоубийство это – государственного масштаба и проявляется не сразу, имеет характер бомбы замедленного действия.
Системно векторная психология ясно показывает, что у воровской социальной формации нет будущего — никто не ответственен за него. Подобно мышечному «я как все», «моя хата с краю» архетипичного кожника даже не задумывается о том, с чем придется столкнуться следующему поколению.
В кожном Западе и Америке каждый несет ответственность за себя, и организованы эти индивидуальности в единый профессионально слаженный механизм, который обеспечивает государству безопасность и строгое функционирование. Каждый, в хорошем смысле, сам за себя, а отношения всех регулирует Закон.
А в России такого механизма нет, это в высшей степени противоречит нашему менталитету. Будущее России сегодня гарантирует не правитель, не власть, а каждый (!) гражданин. И единственный путь России для выхода из кризисной ситуации, как определяет системно-векторная психология – это духовное развитие, когда каждый берет ответственность на себя за будущее всей страны. Каждый сам за всех – «нет никого, кроме меня» перед будущим и угрозой его несостоятельности в России. Каждый мал, но от каждого зависит все.
Два смысла в жизни — внутренний и внешний,
у внешнего — дела, семья, успех;
а внутренний — неясный и нездешний —
в ответственности каждого за всех.
Игорь Губерман
Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор: Максим Девицин
Ашхен
Попытка жить по кожным стандартам, не приемлемым для нашего менталитета, дается нам очень дорого! Ценой развала государства и потери ориентиров.
Татьяна Колесникова
Сегодня многие думающие люди размышляют о том, почему изменилась система ценностей Российских граждан и процветает безнравственность и дезориентация. Есть много мнений на этот счет. Самые распространенные из них такие: всему виной американцы, евреи или еще Бог весть кто, многолетние войны, Правительство и даже вмешательство в нашу жизнь инопланетного разума. И можно думать так или иначе, принимая на веру чьи-то доводы или иметь собственные убеждения, бороздя просторы интернета, просматривая ток-шоу, изучая историю, литературу и другие источники информации. Но только системно-векторная психология сегодня поможет сформировать системное мышление, которое дает возможность видеть корень проблем нашего государстваи пути их решения.
Галина
Очень интересная статья, спасибо, Максим. В сложное время мы живем, когда одна общественная формация закончилась, а вторая (кожная) ушла в архетип, так как не совместима с нашим менталитетом. Мы не в состоянии соответствовать требованиям кожной формации, в той мере, в которой она развита на Западе, поэтому мы не укрепляем свое государство, а разворовываем его по кусочкам: кто по ловчее, тот и урвал... В этом наша беда. А есть ли выход? Да есть, и по определению системно-векторной психологии, это духовное развитие, когда каждый берет ответственность на себя за будущее всей страны».
Ольга
Максим спасибо за статью-зачиталась! И главное такой посыл- захотелось встать с дивана и что-то сделают, хоть и 2 часа ночи за окном.
Данил
Очень интересная и серьёзная статья. Поддержу Ольгу — сразу захотелось что-нибудь полезное сделать
Лариса Лопатина
Могу засвидетельствовать — на Западе всё так, как описано в статье. От налогов не укрываются (кроме российских эмигрантов), ни от кого ничего для себя не ждут — полагаются только на себя, не достиг много — довольствуйся малым, сильная и справедливая социальная и правовая система... Кожная формация благоприятно наложилась на кожный менталитет, нет противоречия.
Тяжело адоптировать уретральному менталитету чуждую ему среду, не вписывается он в неё своими свойствами. Бомба замедленного действия...
Но ведь выход есть, он всегда есть, надо только каждому не побояться взять ответственность на себя, за себя и за всех.
Константин
Сегодня мы имеем коррупцию , кумовство, социальную несправедливость , однако только в наших силах изменить это.
ирина
Как то мне всегда казалось, что такие глобальные темы, как Россия, менталитет, другие страны — это меня не касается). Пусть сами там решают. Смешная такая.
Галина
Перечитываю статью так верно сказано-все зависит от каждого из нас и пора брать ответственность не только за себя, но и за наше общее будущее.
Ольга
А ведь это так сложно! Нужно приложить усилия ума и воли- куда проще лежать на диване и страдать- это естественная лень. Но нужно ее перебороть и вот она дорога к счастью.
Ольга Большунова
За стих отдельное спасибо. И ведь по большому счету это не сложно, поскольку изначально заложено в нашем менталитете. Об этом надо просто вспомнить и периодически себе напоминать.